О , Лигия, божественный цветок,
Плененная в лесах лигийских лань.
Ты – дочь царя , но отдана в залог,
Ты – Риму незаслуженная дань.
Заката луч насквозь тебя пронзил,
Свет исходил от мраморности кожи.
Патриций гимн любви провозгласил,
Превознося твою с Венерой схожесть.
Амур готовил стрелы, падший Рим
Расставил сети похоти, разврата,
Твоя душа сполна заплатит им
За то, что ты ни в чем не виновата.
За то, что твой избранник – странный Бог,
За то, что ты в других богов не веришь.
О, Лигия, божественный цветок,
В вольерах цирка крови жаждут звери,
А ты пугливо, тонкою рукой,
Выводишь знак безмолвия, смиренья.
С надеждой наблюдая и тоской,
Не встанет ли патриций на колени.
Проповедь Петра
1.
Густая ночь и тысячи огней
От факелов, горящих как сердца.
У римской усыпальницы царей
Толпа христиан, не видно ей конца.
Колышет воздух пение в ночи,
Несется тонкой струйкой в небеса ,
Звук гимна на губах тоской горчит
И теплится надеждою в глазах.
Седой старик наклоном головы
Дал знак , затих людской ручей,
Лишь шелест листьев, уханье совы,
И ожиданье благостных речей.
« Я был ! Я видел!» . В искренности слов
Не усомниться. Помня каждый миг,
В благоговении , рассказывать готов
О чудном воскрешении старик.
Простой рыбак, но сколько чистоты
И неподдельной радости в словах,
А в небесах - свет утренней звезды
И сам Христос, плывущий в облаках.
2.
В ночи патриций прячась под плащом,
Не узнанный стоит в толпе христиан.
Стрелой Амура юноша пронзен,
Печальною любовью взят в капкан,
Его душа не в силах превозмочь
Желания любимой обладать,
Он ищет средь христиан лигийцев дочь,
Готов и сам он христианином стать ,
Отринув гордость, римский гражданин
Согласен уподобиться рабам,
То бешенством, то нежностью гоним,
Преследует лигийку по пятам.
Остановясь у кладбища, толпа
Сомкнулась в круг. Пылающий костер,
Огромный камень, проповедь Петра,
Патриция во тьме горящий взор,
Он ловит Слово, превратившись в слух,
Пытается понять: христианский бог
Благой иль злой? Какой вселенский дух,
С любимой разлучил его? Пророк
С молитвою взывает к небесам,
И говорит, что надобно прощать,
Не только самым близким , но врагам,
Но как такое можно воспринять?
Пророк , как самый нежный из отцов,
Внушает чадам правильность житья,
Что бедность лучше пагубных грехов,
Что похоть, как гремучая змея,
Ужалив, сердце домом изберет.
" Любите дети, Господа . Аминь"
Неисполнимо ! Как огонь и лед.
Любить? Возможно ! Разве, что богинь.
Но в этой необычности - весь мир,
Вселенная, вся сущность бытия !
И претерпевшим уготован пир
В обители небесной, в тех краях,
Где горя нет. К священным берегам!
Там люди уподобятся богам.
Попытка похищения
Любимая в одежде для рабов,
Решил патриций следовать за ней,
Подчеркивало платье бедняков
Нежнейшие черты еще сильней.
За Лигией патриций по пятам
Крадется вором, цель уже близка,
Сейчас он схватит девушку, а там
Быстрей в свой дом, но грозная рука
Раба, что верно Лигии служил,
Как молот опустилась на плечо,
И юноша, вдруг падает без сил,
Униженный, повержен, уличен!
И крик любимой:" Господи, о, нет!
Я умоляю, Урсус, не убей !»
У ног раба – патриций.Меркнет свет,
И Лигия над бездною теней.
Странный сон.
В бреду патриций видит странный сон,
Как будто тонет, борется с водой,
От берега пучиной увлечен,
И гребни волн шипят над головой.
В рыбацкой лодке Лигия, старик,
Плывут в пределы ласковой луны,
Услышат ли беспомощности крик ?
О, да! Они спасти его должны!
Старик охотно вытянул весло,
И помогает выбраться из волн.
Укрыло лодку ангела крыло,
И воздух фимиамом звездным полн.
Но в море тонут тысячи людей!
Седой апостол садит в лодку их,
И мимо скал, чернеющих камней
Плывут они во тьме. Вдруг, ветер стих,
Морская гладь прозрачна, как стекло,
На дне песчаном лилии цветут,
Блестит причал. Спокойно и светло,
И чувствуется, любят здесь и ждут.
В сиянии, в венке из пышных роз,
На берегу их ждет Иисус Христос.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэт и еврейский язык - zaharur На вышеприведённой фотографии изображена одна из страниц записной книжки Александра Сергеевича Пушкина, взятая из книги «Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты». — 1935г.
В источнике есть фото и другой странички:
http://pushkin.niv.ru/pushkin/documents/yazyki-perevody/yazyki-perevody-006.htm
Изображения датированы самим Пушкиным 16 марта 1832 г.
В библиотеке Пушкина была книга по еврейскому языку: Hurwitz Hyman «The Elements of the Hebrew Language». London. 1829
Это проливает некоторый свет на то, откуда «солнце русской поэзии» стремилось, по крайней мере, по временам, почерпнуть живительную влагу для своего творчества :)
А как иначе? Выходит, и Пушкин не был бы в полной мере Пушкиным без обращения к этим истокам? Понятно также, что это никто никогда не собирался «собирать и публиковать». Ведь, во-первых, это корни творчества, а не его плоды, а, во-вторых, далеко не всем было бы приятно видеть в сердце русского поэта тяготение к чему-то еврейскому. Зачем наводить тень на ясное солнце? Уж лучше говорить о его арапских корнях. Это, по крайней мере, не стыдно и не помешает ему остаться подлинно русским светилом.
А, с другой стороны, как говорится, из песни слов не выкинешь, и всё тайное когда-либо соделывается явным… :) Конечно, это ещё ничего не доказывает, ведь скажет кто-нибудь: он и на французском писал, и что теперь? И всё же, любопытная деталь... Впрочем, абсолютно не важно, была ли в Пушкине еврейская кровь, или же нет. Гораздо важнее то, что в его записной книжке были такие страницы!